Если водитель не застраховал свою ответственность за управление транспортным средством, он не имеет право на его использование. Это незыблемое правило, которому уже более 10 лет и которое стало обычным для всех в рамках работы 40-ФЗ. Однако, как и у любого правила, есть исключения.
Закон об ОСАГО допускает возможность ездить без страховки по договору купли-продажи автомобиля, но с некоторыми оговорками. Каждому, кто привык менять машины хотя бы раз в 3-5-10 лет, следует изучить эти оговорки и определить, стоит ли использовать этот пункт в рамках 40-ФЗ.
Что касается езды без страховки, то в пункте 2 статьи 4 40-ФЗ четко указывается, что после приобретения нового транспортного средства по договору купли-продажи без страховки разрешается ездить:
1. При наличии самого договора с продавцом.
2. До момента регистрации автомобиля в ГИБДД.
3. Не более 10 дней от даты, указанной в договоре.
То есть, водителю разрешено использовать автомобиль без страховки в течение ограниченного срока. При этом не предусмотрено никаких штрафов или санкций. Эта возможность закреплена не только в законе, но и в КОАП (статья 12.37), а также в ПДД (пункт 2.1.1 в предпоследнем подпункте, который предусматривает право проезда без ОСАГО).
Однако, необходимо понимать, что отказ от страховки может привести к серьезным проблемам в случае аварий. Водителю, у которого нет ОСАГО, будет необходимо вызывать ГИБДД, оформлять ДТП по европротоколу не получится. Если этот водитель станет виновником происшествия, то ему придется не только платить за новую машину, но и возмещать ущерб и травмы пострадавшим. Каждая остановка на посту ГИБДД будет сопровождаться длительными объяснениями, так как езда без страховки по договору купли-продажи, хоть и законна, но не приветствуется органами.
Учитывая, что ОСАГО является инструментом финансовой защиты, возникает вопрос: стоит ли от него отказываться, подвергая себя рискам? Ремонт собственного автомобиля, возмещение ущерба чужим машинам, компенсация вреда пострадавшим людям - все это потребует значительных финансовых затрат, которые придется покрывать из своего кармана при езде без страховки автомобиля по договору купли-продажи.
Следует также учесть, что в настоящее время ГИБДД и РСА планируют запустить пилотный проект по обнаружению нарушителей (водителей без ОСАГО) с помощью камер фотофиксации. Если объяснять сотруднику ГИБДД, почему едешь без страховки по договору купли-продажи, еще можно, то техника к словам равнодушна. Если у водителя нет страхового полиса, то ему гарантировано получить штраф по почте.
Как результат, чтобы избежать сложностей, водителю следует соблюдать три простых условия, которые обезопасят его от конфликтов с сотрудниками ГИБДД:
1. Всегда иметь при себе сам договор и удостоверение.
2. Не ввязываться в конфликты со службами. Закон в данном случае на стороне водителя, что подтверждается разъяснением ВС от 2012 года. Суд примет решение в его пользу.
3. Для надежности стоит распечатать выборку из 40-ФЗ, где четко прописано, что владельцу недавно приобретенного транспорта можно ездить без страховки по договору купли-продажи.
Однако, пока водитель не осознает нецелесообразность езды без страховки по договору купли-продажи, ему следует придерживаться этих условий, чтобы избежать конфликтов с ГИБДД.